Южный порт столицы: от промзоны до третьего центра Москвы

 Городское пространство едино и неделимо, а потому помимо сухопутных территорий должно включать акватории рек и прибрежные зоны.

Когда-то реки являлись основными артериями, по которым перемещалось огромное количество грузов и людей. В постиндустриальную эпоху значение водных путей, а с ними вообще водных акваторий, сильно сократилось. Города стали отворачиваться от породивших их рек. Но сегодня ситуация стала постепенно меняться, во многих странах снова стали поворачиваться и к самим рекам, и к береговым линиям. Правда, современные подходы и представления о том, какими должны быть берега и как их использовать, сильно поменялись. Они все больше приобретают формат девелоперских проектов. В полной мере эта тенденция относится и к России, в первую очередь к Москве.

Соединяя берега

Большинство городов возникли вблизи рек, значение которых для жизни и экономики поселений было крайне велико. Постепенно влияние воды сильно сократилось, городские поселения спокойно развивались и без рек. Но сегодня города снова поворачиваются к речной глади и прибрежным территориям. Водные пути вновь стали привлекательными, хотя и в другом аспекте; теперь на этих территориях реализуются многие девелоперские проекты. Их привлекает эстетический фактор, который идет от водных магистралей, а также новые возможности по их использованию. В первую очередь, они связаны с развитием личного водного транспорта, проведением спортивных соревнований на воде и водным туризмом.

Есть немало примеров, когда развитие прибрежных территорий спасало город от серьезных экономических проблем. Один из них Бильбао, расположенный в испанской стране басков. В 70–80 годы прошлого века в нем стали закрываться заводы и фабрики, резко выросла безработица. Вдобавок в 1983 году город накрыло сильное наводнение. Для спасения города была разработана программа по его социально-экономическому развитию с упором на прибрежную территорию.

Другой пример – реконструкция района Хафенсити в Гамбурге. В 1996 году власти осознали необходимость модернизации устаревшей портовой зоны в современный многофункциональный район. Была принята концепция живого пространства с общественными и культурными зонами, с возведением разного типа жилья.

В чем кроется успех подобных проектов? По мнению руководителя направления стратегической и маркетинговой аналитики бюро Versus.Mind Екатерины Жаворонкой, эффект получается при участии всех заинтересованных сторон. В этом случае улучшается городская среда, появляются новые рабочие места, приходят инвестиции, получает дополнительный стимул малый и средний бизнес, растет туристический поток. В целом же формируется обновленное пространство, которое соединяет берега реки в единое целое. И это главный итог всех усилий.

На работу на катере

Сегодня в Москве реализуется такой большой проект – это территория Южного порта. По словам заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Максима Кандыбайло, речь идет о создании нового делового, общественного и жилого городского центра, в котором река будет играть ведущую роль.

Будущий проект застройки должен быть одновременно индивидуальным и комплексным, отмечает чиновник. При этом он не должен походить на другие подобные районы, и прежде всего — резко отличаться от Москва-Сити.

Проект освоения территории Южного Порта будет, пожалуй, самым непростым из тех, что реализуются в столице. Как рассказывает Евгений Карманов, руководитель архитектурного бюро «Созоныч», это связано как с историей этого места, так и с задачами, которые предстоит решать.

В 1939 году здесь был построен первый в Москве судостроительный завод. В последние годы активно развивается юг Москвы, в том числе в 2027 году откроется тут станция метро. Все это накладывает отпечаток на будущий проект.

В этой связи, по словам архитектора, большое значение приобретает разработка мастер-плана осваиваемого участка. Причем, для такого крупного проекта нужны отдельные мастер-планы на суше и на воде.

Например, для водного мастер-плана потребовалось изучение, какие суда могут и будут ходить по акватории. Это многоплановая задача, связанная с обеспечением безопасности судоходства, предотвращением аварийных ситуаций. Также мастер-план включает создание новых причалов и сервисных зон для обслуживания водных транспортных потоков, подготовка этапов развития для движения по реке и многое другое.

По словам Евгения Карманова, при подготовке мастер-плана широко использовался мировой опыт с целью превращения портовой территории в место для уникального, связанного с водой отдыха, и комфортного проживания для тех, кто приобретет тут жилье. Это должно быть достигнуто планомерным распределением по всей прибрежной зоне объектов транспортной и досуговой инфраструктуры. Предполагается создание марины для частных судов, причалов для общественного транспорта, плавучего парка и фуд-кордов на воде и многого другого.

Следует отметить, что сам мастер-план разрабатывается по инициативе девелоперской компании FORMA. Он охватывает береговую линию в 13 км. Само же развитие акватории пройдет в три этапа. До 2025 года появится необходимая инфраструктура для доступа к воде. На втором этапе состоится запуск зон для парусных и гребных видов спорта. Третий этап – открытие марины. Все эти работы планируется завершить к 2030 году.

По информации руководителя компании FORMA Ильи Чепрасова, общий объем инвестиций планируется в размере 1,1 млрд рублей. 500 миллионов пойдут на создание водной инфраструктуры, остальные деньги – на обустройство набережной.

Илья Чепрасов уверен, что в акватории Южного порта есть все возможности для появления рекреационной зоны не только городского, но и общероссийского масштаба, куда могут приезжать для занятия водным спортом жители всей России. А москвичи реально смогут добираться до работы без пробок на собственных катерах.

Не само по себе

Россия – страна рек. И, как мы уже писали, большинство городов возникли именно на них. По словам вице-президента Ассоциации развития яхтенного туризма и марин Ольги Шебзуховой, Россия находится на втором месте в мире по количеству эксплуатируемых парусных и моторных судов. Но при этом не хватает соответствующих причалов, стоянок для них, а главное таких проектов, как реконструкция территории в Южном порту.

Между тем, в стране неограниченные возможности для развития водного туризма, так как вся ее территория буквально пронизана реками. Не следует забывать и такой важный аспект: в условиях нехватки гостиничных мест каждая яхта – это по сути дела отдельная мини-гостиница.

Но для развития таких проектов требуются большие усилия. Береговые зоны сами по себе не обустраиваются, нужно четкое понимание и планирование, что и как следует делать. Преобразование территории Южного порта способно показать всей стране, как следует подходить к решению таких вопросов. Также это позволит наработать единый опыт для создания таких пространств, что станет стимулом для девелоперов смело входить в такие проекты, заключает эксперт.

Владимир Гурвич