Смогут ли сверхзвуковые самолеты перевернуть рынок авиаперевозок?

Первый сверхзвуковой самолет Concorde появился в коммерческой авиации в 1976 году. Способный летать с крейсерской скоростью 2 500 км в час, Concorde сократил продолжительность перелета из Лондона в Нью–Йорк всего до трех часов — менее половины обычного среднего времени при дозвуковом полете.

Состоятельные пассажиры и высокопоставленные бизнесмены выстраивались в очереди, чтобы испытать непревзойденную скорость и роскошный сервис Concorde, и вскоре самолет стал эксклюзивом. Однако из-за растущих расходов на топливо, которые превышали прибыль, и ограничений на маршруты, по которым мог летать самолет из-за высокого уровня шума, после более чем 25-летней службы Concorde «сложил крылья».

Громкая катастрофа рейса 4590 авиакомпании Air France в 2000 году, когда самолет вылетал из аэропорта Шарль де Голль в Париже, также принесла свои плоды. В результате инцидента погибли 113 человек. До этого момента Concorde обладал безупречными показателями безопасности и считался одним из самых безопасных самолетов в мире.

Расследование показало, что самолет наехал на обломки на взлетно-посадочной полосе во время взлета, в результате чего одна из его шин лопнула и проколола топливный бак. В конструкцию немедленно были внесены изменения. Они включали кевларовую облицовку топливных баков и специально разработанные шины, устойчивые к разрыву. Однако это мало что изменило, и в 2003 году сокращение числа пассажиров, вызванное авиакатастрофой в Париже и терактами 11 сентября, побудило обоих операторов Concorde — Air France и British Airways — одновременно объявить о выводе самолета из эксплуатации.

Было предпринято несколько попыток возродить Concorde. Но эксплуатационные расходы, ограниченное количество пассажиров и растущая потребность в более дешевых поездках, а также отказ Airbus от поддержки и технического обслуживания, в конечном счете привели к тому, что сверхзвуковые авиаперелеты полностью прекратились. В период с 2003 по конец 2010-х годов в мире сверхзвуковых самолетов мало что изменилось. Напротив, вырос спрос на лайнеры, которые могли перевозить гораздо больше пассажиров и экономно расходовать топливо.

Однако в 2019 году все изменилось, когда следующее поколение конструкторов проявило интерес к сверхзвуковым реактивным самолетам, способным летать быстрее скорости звука. Множество стартапов с разной степенью амбиций надеялись открыть новую эру сверхзвуковых авиаперевозок. В число таких компаний входит Boom — компания из Денвера, которая всего за пять лет работы привлекла 141 миллион долларов США от инвесторов. В планах — создание 55-местных самолетов, которые будут летать со скоростью, вдвое превышающей скорость звука. Но с одним ключевым отличием по сравнению с Concorde — конкурентоспособными тарифами для пассажиров.

Boom заявляет, что его реактивный самолет Overture, который должен сойти с конвейера в 2025 году, будет летать со скоростью 1,7 Маха — 2 040 км в час. Это немного медленнее Concorde, зато в два с лишним раза быстрее самых быстрых коммерческих самолетов современности.

Британская Virgin Atlantic — ярый сторонник Concorde — была первой, кто заключил сделку с Boom в 2016 году, согласившись сотрудничать с компанией в создании и испытании ее самолетов.

С тех пор еще два оператора, United Airlines и American Airlines, разместили заказы с Boom на 15 и 20 самолетов соответственно. Что изменилось, и почему перевозчики вновь стремятся к сверхзвуковым вариантам?

«Конкорд» был слишком дорог в эксплуатации, поэтому мало кто мог позволить себе летать на нем. К тому же он, несмотря на свою роскошь, имел слишком крошечный салон, и, как следствие, стесненные условия для пассажиров. Самолеты Boom решат эту проблему, установив широкие сиденья, большие окна, создав достаточно места для работы и отдыха, а самое главное, повысив топливную экономичность на 30%.

Правда, до сих пор нет даже примерных цифр, сколько пассажиры должны будут заплатить за полет на Overture от Boom.