Совсем скоро, буквально через несколько дней откроется ежегодный Международный архитектурный фестиваль «Зодчество», самое массовое и ожидаемое всеми главное событие года в профессиональном сообществе. Оно неизменно привлекает внимание специалистов: архитекторов и градостроителей, представителей научных школ, преподавателей ведущих архитектурных вузов, знатоков и ценителей зодческого искусства, опытных мастеров и стремящихся к успеху их учеников и последователей.
Какие события повлияли на формирование программы «Зодчества 2024»? Что стоит на повестке дня у архитекторов России? Об этом мы беседуем с народным архитектором РФ, президентом Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов Николаем Ивановичем Шумаковым.
– По устоявшейся традиции, все мероприятия фестиваля, его деловую и конкурсную программы объединяет общая тема, выбранная кураторами. На этот разона больше походит на девиз или призыв ко всему сообществу: «Прорыв!»Почему?
– Наверное, логичнее спросить об этом кураторов, но я готов озвучить свою версию. Для архитектуры как искусства, как ремесла, как повседневной практической работы прорыв – это возможность увидеть новые горизонты под иным углом зрения. Так что, с моей точки зрения, это очень динамичное и азартное приглашение к творчеству, дискуссиям и совместным действиям.
Инициатором «Зодчества», его организатором и идейным вдохновителем был и остаётся Союз архитекторов России. Однако появление института кураторства позволило разнообразить выставочную площадку, искать и находить новые формы работы, предлагать каждый год неожиданные темы для диалогов и конкурсов внутри традиционной программы. А это возможно сделать только вместе, только усилиями всех и каждого в движении по единому вектору профессионального развития. И огромную роль в этом играют наши региональные организации. Поэтому тему нынешнего «Зодчества» я рассматриваю именно как призыв к нашему профессиональному объединению действовать сообща, расширяя и раздвигая горизонты соразмерно самым высоким целям и самым амбициозным задачам, которые стоят перед современной архитектурой.
– Деловая программа «Зодчества» затрагивает разные аспекты деятельности архитекторов. Какие из вопросов кажутся вам наиболее актуальными?
– Все. Потому что каждая дискуссия или заседание, темы всех мастер-классов и круглых столов – это результат огромной подготовительной работы длиною в год, которую ведут все без исключения региональные отделения СА России. В течение нескольких месяцев мы собираем идеи и предложения, формируем варианты будущей деловой программы, тщательно прорабатываем вместе с экспертами Союза каждое направление. И только в результате этого отбора рождается общее видение грядущего события и основные темы для обсуждения. Ну, скажите, можно ли расставить в порядке какой-то очерёдности такие вопросы как закон об архитектуре, практики преобразования пространства России, развитие агломераций, ИЖС, архитектурное образование, сохранение зодческого наследия? Кто назовёт глубину актуальности проблем взаимодействия архитекторов, девелоперов и строителей или определит «индекс важности» в правовых аспектах профессии? Всё требует серьёзного изучения и включения в перечень задач, которые никогда не исчезают из сферы внимания Союза архитекторов.
– И в этом перечне первым вы назвали закон об архитектурной деятельности. Не кажется ли вам, что история с его обсуждением и так и не случившееся принятие документа – показатель отношения власти к архитекторам?
– Однозначно – нет. В лучшем случае это заблуждение, в худшем – намеренное стремление вовлечь сообщество в конфронтацию с ведомствами и структурами, которые занимаются вопросами архитектуры в самом широком значении. Знаете, такая позиция «сидит» в нашем обществе ещё со времён полувековой давности: если ты не ругаешь власть – значит, не творец. И если твоё искусство не запрещают, это не искусство. Порочный круг, который, надеюсь, мы разомкнули именно силами профессионального сообщества. Да, закон «Об архитектурной деятельности в РФ…» до сих пор не принят, но консультации продолжаются. Эксперты Союза архитекторов постоянно привлекаются к подготовке необходимых правок или обоснований тех или иных статей документа. Например, совсем недавно состоялись консультации Союза архитекторов с Минстроем России. Мы договорились о внесении в действующий Градкодекс некоторых важных дополнений, включая положение о главных архитекторах территорий. Это необходимо сделать уже сейчас, не дожидаясь принятия закона. Кроме того, стремительно меняется архитектурная реальность, появляются новыетехнологии в проектировании и градостроительстве, трансформируются подходы к толкованию авторского права в архитектуре, переосмысливается общая терминология. Всё это и влияет на затянувшийся процесс подготовки итогового текста законопроекта. Поэтому разговоры о том, что архитекторов отодвинули от этой работы, – не что иное, как досужие вымыслы. Она идёт, и это всем известно.
– По сложившейся традиции, в один из дней фестиваля состоится XVII съезд Союза архитекторов России. На нём предстоят выборы президента на очередной четырёхлетний срок. Вы занимаете этот пост с 2016 года и баллотируетесь вновь. Чем продиктовано такое решение?
– Как вы понимаете, общественная работа такого масштаба требует серьёзных усилий от команды, но, в первую очередь, это огромная персональная ответственность перед сообществом. Если вернуться в 2016 год, могу сказать, что тогда перед нами стояла одна, и не самая творческая задача: консолидация сообщества. К тому моменту Союз был в долгах, поступали предложения распустить организацию и превратить её в Ассоциацию, которая могла бы получить от государства полномочия по проведению аттестации архитекторов… Внутренняя наша несобранность создавала крайне негативный образ Союза у власти, бизнес-партнёров, в информационном пространстве. Примерно с начала нулевых годов этого века повсеместно начали появляться самые разные общественные организации внутри уже сложившегося профессионального союза. Право на это есть у каждого, однако результат был плачевным. Едва заявив о создании новой структуры, начиналась борьба за «архитектурные умы», и первым шагом, как правило, становилась огульная критика деятельности Союза. Ну, например. Мы начали формировать во всех регионах молодёжные объединения и активизировать приём молодых в члены СА – тут же раздались возмущённые окрики: рано, нечего им делать в Союзе, пусть опыта наберутся. Придумали новые масштабные фестивали и конкурсы – и снова получили упрёки в том, что Союз занимается только развлечениями и праздниками. Позволю спросить: а что плохого в праздниках, в радости встреч с коллегами и друзьями? Кому мешают дружеские объятия и общий позитивный настрой, которым всегда сопровождаются фестивали? Хорошая архитектура, как и хороший человек, рождается в радости. А вот как готовятся эти фестивали, сколько вмещает в себя деловая программа, какой эффект имеют конкурсные работы – об этом мало кто знает до сих пор. Вернее, не так. Знают те, кто хочет об этом знать… Но мы всё преодолели, именно мы, все вместе при огромной и необычайно активной поддержке регионов. Поэтому и моя предвыборная программа 2020 года называлась «Работать на результат». Четыре последних года вплоть до сегодняшнего момента всё внимание Союза архитекторов, всё наша стратегия нацелены на два направления: усиление роли местных региональных организаций в решении профессиональных задач и поддержка молодёжи вплоть до формирования кадрового резерва на руководящие посты в Союзе архитекторов. Эффект от этой работы заметен, и хотя до конечного результата ещё далеко, но он уже – на видимом горизонте. Вы сами сможете убедиться в этом на фестивале «Зодчество», где главными действующими лицами станут регионы и молодые архитекторы. А потому моё решение баллотироваться на новый президентский срок – всего лишь честное и открытое заявление о том, что я хочу и могу продолжить эту работу на результат. Решение остаётся за делегатами съезда, но любому новому президенту я искренне желаю двигаться именно в этом направлении: в нём – будущее Союза архитекторов.
– Три недели назад прошла отчётно-выборная конференция Союза московских архитекторов, где вас практически единогласно переизбрали на пост президента в четвёртый раз. С какой программой?
– Сначала скажу про свой «четвёртый срок». Помните, как у Высоцкого: «Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков…» Мне искренне жаль, что на выборах президента Союза московских архитекторов не было альтернативы. Что не нашлось желающих принять на себя ответственность за самое большое по численности региональное отделение СА России. Московская организация – это архитекторы Москвы и Московской области, почти треть от всего Союза архитекторов России. И поэтому в ней присутствуютте же проблемы, с которыми сталкиваются наши региональные отделения. В СМА точно также остро стоит вопрос о необходимости привлекать к общественной деятельности молодых. Собственно, и программа моя на 2024–2028 год называется «Резерв президента». Для чего копить опыт, если его некому передать? Кому нужны мастера без учеников и последователей? Вот это и есть наша главная задача: не прервать золотую нить зодческого искусства, не ждать смены поколений, а поставить их рядом, чтобы укрепить и обогатить современную архитектуру зрелым мастерством, помноженным на новые таланты. На фестивале «Зодчество» в этом году много кураторских проектов. Обратите на них внимание. Как правило, это небольшие команды, где всегда есть именитый архитектор и его молодые коллеги. Поверьте, это самый оптимальный и правильный вариант взращивания нового поколения зодчих. А какие названия у этих проектов! Ветер, поле, волна, звёзды, прыжок… Я уверен: сила сообщества – в уважительном и паритетном профессиональном диалоге старшего поколения с архитектурной молодёжью на всей территории страны, во всех регионах России. И подтверждение тому – постоянный рост числа молодых архитекторов, вступающих в наш Союз.
– Ваша приверженность стратегии омоложения Союза архитекторов и выдвижения молодых понятна. Поддерживают ли эту линию регионы, и что ещё волнует коллег в других городах?
– Я бы сказал, не просто поддерживают, а задают тон. Именно в регионах зародились первые молодёжные объединения архитекторов. Не буду называть конкретно, чтобы никого не обидеть, но это Центральная Россия, Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, Урал, Юг России… Именно оттуда волной это движение пришло в Гранатный переулок, где уже несколько лет существует молодёжный центр GRANAT.
Что же касается проблем – они во много схожи в разных регионах. В первую очередь, это не всегда успешные контакты с властными структурами и профильными департаментами, отсутствие диалога с представителями девелоперских и строительных компаний по вопросам проектирования и застройки территорий, назначение на должности главных архитекторов территорий людей, не имеющих профильного образования.
Неравнодушие членов Союза архитекторов, их профессионализм и стремление не допускать сиюминутных решений, наносящих ущерб архитектурному наследию, или преградить путь поспешному некачественному проектированию в угоду скорой прибыли – вот самые частные спорные вопросы, с которыми обращаются наши организации к руководству СА России. Почему я называю это проблемами? Потому что в последнее время кратно увеличился поток таких обращений. К сожалению, они поступают к нам не в момент начала конфликта, а на той стадии, когда стороны уже публично обвинили друг друга во всех грехах и вынесли вердикт, пользуясь доступностью размещения информации в СМИ.
– И как в таких случаях поступает президент Союза?
– Вопрос коварный. Разные ситуации требуют разных вариантов решений. Однако считаю, что в любом конфликте его преодоление надо начинать с мирных переговоров. Не устану повторять, что Союз архитекторов России не должен в своей деятельности подменять или дублировать работу отраслевых ведомств и государственных структур в сфере архитектуры и градостроительства. А уж тем более – выступать судьёй на любой территории, где возникает недопонимание, конфликт или есть повод для судебного вмешательства. Задача творческой профессиональной организации – объединение и сплочение архитектурного потенциала страны как главного хранителя национальной зодческой культуры. И в этом качестве мы можем выступать как эксперты, как советники, как лица, заинтересованные в том, чтобы любая территория нашей страны жила и развивалась по законам архитектурного искусства, где главными требованиями к проекту выступает знаменитая триада: прочность, польза, красота. Не боюсь возможных упрёков в пафосе, потому что именно эти требования – основа профессии, и любое отклонение от них – самый серьёзный вред и самый тяжкий профессиональный проступок. Поэтому, возвращаясь к вопросу, хочу подчеркнуть, что структура Союза, придуманная много лет назад, постояннотрансформируется с учётом всех внешних изменений: правовых, социально-экономических, геополитических, гуманитарных и нравственных. У нас действуют профильные советы, охватывающие все аспекты архитектурной деятельности. Так что своё компетентное, выверенное и профессиональное мнение Союз архитекторов имеет и высказывает по любому вопросу, затрагивающему интересы своих членов. Думаю, в этом и есть смысл и суть работы творческого сообщества.
– Что, по-вашему, ждёт Союз архитекторов в ближайшие годы?
– Прорыв!
Беседовал Александр Гусев