История МОСКВА-СИТИ. Петр Аксенов: «……. его много критиковали, высказывали, что он не тем занимается..»

По просьбе читателей автор решил опубликовать  на портале отрывки  интервью тех, кто поделился своими воспоминаниями в книге о людях, стройке, эпохе… Интервью из  книги «Москва-Сити». История строительства. Интервью. Документы. Факты»* с Петром Аксеновым** публикуется в сокращенном виде.

— Петр Николаевич, в некоторых СМИ того времени  можно было встретить критику в адрес Юрия Лужкова, в чем заключалась критика, за что его критиковали?

 — ……. Его много критиковали, высказывали, что он не тем занимается, не видит проблем столицы тех лет, и тратит ресурсы города не там, но сейчас оглянувшись на весь путь и видя результат можно сказать …….

— Проект критиковали даже архитекторы и проектировщики, говоря о том, что по многим причинам, место выбрано не удачно. С вашей точки зрения, как главного специалиста столицы в вопросах городского хозяйства, с точки зрения инженерных сетей, выбор места был удачным, ведь в качестве альтернативы, например, предлагали площадку у метро «Тушинская», там, где сегодня стадион «Спартак»?

Если бы было принято решение в пользу того места, о котором вы говорите, то Сити был бы все равно построен, но я говорил тогда и говорю сейчас, что там было  еще меньше инженерных мощностей, чем на Пресне……..

— По-моему, в 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин говорил, что есть какие-то большие недостатки в Сити, что не до конца проработан проект и это чуть ли не градостроительная ошибка, но уже через год он говорил совершенно другое, что Сити нужно гордиться. О каких ошибках, как вы считаете, могла идти речь?

 — Я не могу читать мысли  Сергея Семеновича, не знаю, что имелось в виду. Помню, что бытовало мнение, что строительство Сити – это ошибочное решение. Я сам слышал эти разговоры из уст некоторых руководителей,  которые сейчас  не работают в Москве.

 — Но некоторые продолжают работать…

 —  Да, некоторые продолжают….

— Гарантия строительства таких уникальных зданий – это 100 лет и больше, а гарантия инженерных сетей, она под срок службы небоскреба  подведена или там свои  сроки?

Все здания Сити и их конструктивные решения рассчитывали с учетом обстоятельств жизни, в том числе еще и тех обстоятельств,  которые случились 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Запас прочности увеличивали на ….. и ….. по фундаменту, плите, которую укладывали под нулевой цикл. Что касается инженерной коммуникации, то есть практика, межремонтный срок – это максимум …….

— Какие моменты не стираются в памяти, связанные с этой стройкой, наверняка такое было?

С годами не стирается, каждый объект по разным причинам, большим или малым,   вызывал тревогу. Помню, как мы, например  не каждую неделю, а один раз в два дня  с Владимиром Травушем  мониторили 12-й участок. Это единственный объект в Сити, каркас которого сделан полностью из металла.

— Вы имеете в виду  башню «Евразия»?

 — Да,  это та башня, что рядом с 11-м участком.

— Она единственная из металла?

Из металла. Мы с ним проводили мониторинг этого металла, почему? Потому что стройка была брошена. Инвестор стройки, вышел из проекта. То есть вели-вели металл, дошли до 14, кажется, этажа и остановили стройку, оставив ее не закрытой от  дождя и снега.……

В полном объеме с  двухтомником можно ознакомиться написав  на почту: agusevstr@yandex.ru 

Со списком тех, кто оставил свои воспоминания в книгах можно ознакомиться на тыльных обложках двухтомника.

*Все права защищены. Никакая часть опубликованного текста и фотографий не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими то ни было средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях, а также в памяти ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав.

15 февраля этого года в Центральном доме архитектора Москвы состоялась международная презентация  книги «Москва-Сити». История строительства. Интервью. Документы. Факты». В два тома (368 и 352 стр. и более 1000 уникальных  фото)  редкого издания вошли воспоминания более пятидесяти участников строительства. Автор книги, главный редактор информагентства «Строительство» Александр Гусев, собирая материалы для книги в течение четырех лет, подготовил для читателей уникальный документ, собравший в себе бесценную информацию и редкие факты, позволяющие не только взглянуть на «Москва-Сити» с новой стороны, но и оценить его в контексте мировой архитектурной практики. 

**Аксенов Петр Николаевич (25 августа 1946ПавловскоеЛебедянский район — 4 ноября 2022Москва) — российский государственный деятель. Глава Комплекса городского хозяйства Москвы — первый заместитель Мэра Москвы (2002—2007). Префект Южного административного округа (2000—2002) и Юго-Западного административного округа (1993—2000) Москвы. Глава Комплекса городского хозяйства Москвы(2002—2007).  Первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики и реконструкции города Москвы (2007—2008) . Первый заместитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы(2008—2011). Первый заместитель руководителя Департамента строительства города Москвы (2011—2022).Заслуженный строитель Российской Федерациидоктор экономических наук.  После школы подавал документы в Ленинградский химико-технологический институт, но не прошёл по конкурсу, поступив в итоге в ПТУ города Лебедянь. Совмещая учёбу с работой каменщика, окончил вечерний строительный техникум. В 1977 году окончил Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». С 1965 года работал каменщиком в строительном управлении № 76 треста «Мосстрой», в том же году призван армию, три года служил на западе УССР в ракетных войсках. В 1968 году после увольнения в запас перешёл в Ремстройтрест Советского района Москвы, где проработал более 18 лет. Работал паркетчиком, мастером и инженером, в 1973 году — назначен главным инженером треста.  В сентябре 1990 года Аксёнов участвовал в выборах председателя районного Совета народных депутатов, выиграв их во втором туре. В 1991 году был назначен заместителем префекта Юго-Западного административного округа Москвы, став префектом в октябре 1993 года и войдя в состав Правительства Москвы. Участвовал в реконструкции устаревшего 5-этажного жилого фонда («хрущёвок»), заключавшейся в сносе старых зданий и строительстве новых. В 1994 году, по инициативе Аксёнова в ЮЗАО началось строительство 12 оздоровительных центров (в том числе бронхо-лёгочного санатория, открытого в 1999 году).  Лауреат премии Правительства Российской Федерации, награжден многочисленными орденами и медалями СССР и России.