Фигурка в России стала главным «побоищем» после Загитовой/Медведевой. Почему не после Сотниковой/Липницкой

Александра МилюковаЧетыре причины.

Сегодня фигурное катание — это визитная карточка российского спорта, пусть и отстраненного от мирового. По-моему, все равно такие громкие слова вполне обоснованы. Фигурное катание, в особенности девочки, на слуху у всех: спортсменов регулярно приглашают в ТВ-шоу и на светские мероприятия, зачастую совсем не связанные со спортом; фигуристы становятся лицами крупных рекламных кампаний и просто кумирами миллионов. Даже главный телеканал страны приобрел права на эксклюзивный контент о фигурном катании. Люди, действительно, полюбили нашу фигурку.

Фигурное катание обязано своей широкой популярностью временам Пхенчхана. Казалось бы, триумфальной Олимпиаде-2014 в Сочи, на которой наши спортсмены одержали убедительную победу в командном турнире и общем медальном зачете, было суждено привлечь внимание массового зрителя. Но настоящий бум произошел позже, на ОИ-2018. Как же так?…

До той поры (ОИ-2018) так часто и много о фигурном катании еще не говорили. Хотя по статистике завоеванных наград наши фигуристы выступили в Пхенчхане слабее, но именно тогда фигурка обрела статус национального достояния России. С каждым годом интерес к этому спорту в нашей стране лишь растет. Почему в победном Сочи фигурка осталась слегка в тени, а завоевала особую популярность только четыре года спустя? Вспоминаем прошлое и разбираемся.

Пожалуй, стоит немножко обратиться к психологии человека.

Игры 2014 года однозначно вошли в историю российского фигурного катания. Особенно это касается женской одиночки: олимпийский Сочи подарил нам легендарный прокат Юлии Липницкой под «Список Шиндлера», который до сих пор признают одной из лучших интерпретаций легендарной темы в фигурном катании, а Аделина Сотникова неожиданно для всех одержала победу в личном турнире и стала первой олимпийской чемпионкой в нашей истории.

Люди любят драмы и интриги. Так уж мы устроены с точки зрения психоанализа. По сути драма в Сочи была, — и не одна. Талантливая Липницкая провалила произвольную в личном зачете, а Сотникова, напротив, выиграла Олимпиаду, но для некоторых спорно — так, что ее успех обсуждают до сих пор, особенно в Южной Корее.

Плющенко снялся с личных соревнований за пару минут до старта, чем лишил Россию выступления своего спортсмена по единственной квоте в мужском турнире и вызвал волну негатива в свой адрес. При этом россияне завоевали золото на первых в истории олимпийских командных соревнованиях, и как символично, что это случилось «дома». Но накала все равно не хватило… Почему? Причин несколько.

Во-первых, сам статус домашних Игр сыграл злую шутку с интересом болельщиков к отдельным видам спорта. Олимпиада так удачно складывалась для России, что успех фигуристов был лишь одной из ярких страниц этих Игр, а не чем-то эксклюзивным, как четыре года спустя в Пхенчане, где наша сборная, выступающая под нейтральным статусом, завоевала всего две золотые медали, одну из которых — как раз в фигурке. Торжественная атмосфера праздника российского спорта в Сочи сместила акцент с трагедии Липницкой или неоднозначном снятии Плющенко на другие победы, которых было тогда много.

Во-вторых, не хватило Сочинским Играм присутствия весомой не только для давних болельщиков фигурного катания персоналии среди спортсменов или тренеров. Такой, как стала Этери Тутберидзе к Олимпиаде-2018. Эпоха ТШТ в Сочи только зародилась, а вот к Пхенчхану образ легендарного тренера наших непобедимых девчонок уже сложился полноценно. В первую очередь — благодаря Жене Медведевой, которая к Играм в Корее два сезона удерживала позиции мирового лидера. Плющенко до эпохальной фигуры в Сочи не дотянул, так как подпортил репутацию снятием с личного турнира и вне дуэли с Ягудиным уже не воспринимался как локомотив нашей фигурки.

В-третьих, фигурное катание в Сочи-2014, очевидно, отставало от Пхенчхана-2018 по масштабу освещения в СМИ. За четырехлетний период появились новые медиа-площадки для трансляций, эксклюзивные интервью с фигуристами об их подготовке к ОИ и другого контента. «Медиатизация» спорта познакомила широкого зрителя с отдельными спортсменами и подтолкнула к наблюдению за их достижениями в дальнейшем. Объяснение лежит в плоскости психологии, а именно — в феномене авторитета личности: чем больше мы узнаем о чем-то, тем больше доверия и интереса к этому испытываем. Так случилось и с фигуркой после Пхенчхана.

Наконец, перейдем к четвертой причине успеха Пхенчхана-2018 в сравнении с Сочи-2014, того, с чего мы и начали — с драмы. Противостояние опытной Медведевой и юной Загитовой сразу вошло в историю как «драматическая история без хеппи-энда», ведь обе спортсменки были достойны золотых медалей. Но золото только одно, и мы знаем, кому оно досталось. Но тогда, в 2018 году, исход битвы не был очевиден и женский личный турнир приковал внимание миллионов болельщиков по всему миру. Ну а дальше цепная реакция: слезы спортсменов и тренеров, громкие заголовки в прессе и т. д. Как видим, именно женское одиночное вызвало тот самый фигурнокатательный бум, постепенно перенесшийся и на другие виды.

В последние годы из фигурки, действительно, сделали бренд: ее финансируют, адаптируют для более широкой аудитории, даже интегрируют в шоу-бизнес, — и это, с одной стороны, круто. Но, если отбросить красивую обертку, страх чрезмерной «медиатизации», а с ней и деградации спорта небеспочвенен. Хочется верить, что погоня за просмотрами в сети, скандальными заголовками в СМИ и заработком не одержит верх над честным спортом и интересом к развитию у самих фигуристов…

«Ваши ожидания — ваши проблемы». От фигуристов из Петербурга хотят чудес в новом сезоне: что происходит?Версия со «стаканом дедушки» в деле Валиевой — выдумка? Странные откровения врача Шветского за 2 месяца до суда

❤️ Еще больше о фигурном катании в нашем Телеграм, подписывайтесь!