Считается, что историческая и архитектурная ткань города формируется веками. Но в наше время все происходит намного быстрее.
Москва! Невозможно не любить этот город, особенно сегодня, когда он развивается и меняется невиданными темпами. На наших глазах возникает новая российская столица; перемены столь объемны, что создается впечатление, что прямо сейчас вырастает новый мегаполис. Но это не означает, что умирает старый; он не только сохраняет свое значение и облик, но получает зачастую новое звучание в силу того, что рядом с ним появляются новые кварталы, здания, жилые и деловые комплексы. Это взаимодействие очень непростое, не всегда удачное, но в истории градостроительства почти ничего не бывает однозначно. И то, что нам видится плохим и даже уродливым, с течением времени становится тем, чем мы гордимся, без чего не представляем городскую среду.
Москва становится другой
В Москве, в самом ее историческом ядре, у Белорусского вокзала, вырастает новый городской пейзаж, получивший название: ЖК «Комплекс апартаментов SLAVA». Это по всем параметрам знаковый комплекс. Во-первых, он расположен в центре столицы, в одном из самых популярных и многолюдных ее мест; во-вторых, сама его архитектура претендует на то, чтобы стать одной из знакомых городских доминант. После того, как этот проект будет полностью реализован, Москва, пусть ненамного, но станет иной.
Впрочем, дело отнюдь не ограничивается одним новым жилым комплексом. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, город за свою долгую историю неоднократно радикально менялся, и каждое такое изменение оставляло на его поверхности свой архитектурный слой. Сегодня мы переживаем очередной такой этап, когда прямо на наших глазах с невиданной скоростью формируется новый облик столицы в виде нового архитектурного образа.
Задача заключается в том, чтобы возникающий архитектурный ряд ассоциировался у потомков с сегодняшним временем, продолжает главный архитектор. Работа с историческим наследием – всегда большая проблема. Но не менее сложная задача – замена старого архитектурного слоя на новый. Один из очень устойчивых стереотипов сознания в том, что люди в массе своей считают, что старое всегда лучше нового. Возникает сверхзадача – торпедировать эту установку, люди должны видеть, что новое не хуже, а то и лучше старого. К этой мысли они должны просто привыкнуть.
Именно так Москва преобразуется последние 10 лет, считает Сергей Кузнецов. Она переживает грандиозные перемены. Только программа реновации включает переселение одного миллиона жителей из старого жилья в новое. Даже по мировым меркам это невиданные масштабы. Общение с зарубежными коллегами приводит к пониманию того факта, что им трудно представить, что государство способно реализовывать подобные проекты.
Споры об идентичности
В этой связи крайне актуальной становится тема об идентичности. По мнению Сергея Кузнецова, вопреки устоявшимся представлениям, идентичность – это что-то не похожее на то, что уже существует, на то, к чему люди давно привыкли, и то, что они легко узнают. Возникает новый архитектурный объект, резко отличающийся от существующего рядом. Постепенно он становится «своим», без него уже невозможно представить тот или иной район, а то и весь город.
Есть немало исторических примеров, доказывающих этот тезис. Один из самых ярких – Эйфелева башня в Париже. Ее появление вызвало самый настоящий эстетический шок, доходящий до полного отторжения. Прошло время, и сегодня это самый узнаваемый символ столицы Франции.
Более свежий пример. Мост в парке Зарядье, нависающий над рекой. Его концепция у многих вызвала стойкое неприятие, в качестве аргумента такой позиции выдвигался тезис – подобные строения не характерны для Москвы, это не ее стиль. Прошел совсем небольшой срок – и теперь это один из самых популярных городских объектов.
Есть города, которые меняются медленно, есть города, которые меняются быстро. Так Нью-Йорк и Париж относятся к первому типу, а вот Москва – ко второму, считает известный телеведущий Владимир Познер. Современный Париж был создан во второй половине XIX века бароном Османом, префектом Департамента Сены. По сути дела он снес под корень всю средневековую застройку и на ее месте создал тот Париж, который мы знаем и которым восхищаемся сегодня. И с того времени он принципиально не изменился.
Москва существует в другой парадигме, она быстро меняется, абсорбирует разные архитектурные слои, не отрицая старые, но постоянно создавая новые. Из их взаимодействия и формируется современный облик города.
От «Слава» к «SLAVA»
Как считает Сергей Кузнецов, ЖК «Комплекс апартаментов SLAVA» соответствует новому этапу преобразования Москвы. Он возникает на территории известного часового завода «Слава», который существовал тут с 1924 по 2006 год. Затем место заводских корпусов на долгие 15 лет сменил пустырь. После чего тут началось принципиально новое строительство.
Как говорит заместитель председателя ВЭБ РФ Александр Тарабрин, к современному девелопменту следует относиться осторожно, изучать, что было на этом месте и придавать вновь возводимому новый смысл. Всегда дешевле строить на чистом месте, чем на том, где находился участок города. Важнейшая задача, которая возникает в этом случае, связать построенное с тем с тем, что когда-то тут было.
Для района, где возводится комплекс, эта задача особенно непростая, тут много разных точек притяжения, но сейчас они почти никак не связаны между собой. В основе нового объекта лежит идея соединить все эти места. А это не так просто, учитывая, что в на этой территории проживает свыше 250 тысяч человек, 9 млн ежемесячно используют проходящие тут транспортные коммуникации.
Сам новый комплекс разместится на 5 га, будет возведено 388 тысяч кв. м полезной площади, из них 127 тысячи приходится на апартаменты и квартиры, 160 тысяч кв. м – на офисные помещения. Над железнодорожными путями протянется мост, он станет первым общественным пространством такого вида в городе. На сегодняшний день возведена часть зданий, а полностью проект будет завершен через три года.
Архитектура на уровне
Создатели проекта обещают, что он станет одним из лучших в Москве по своим архитектурным достоинствам. Над этой задачей работают 10 архитектурных команд из разных стран от Великобритании до Японии. Это ведущие архитектурные бюро мира, известные своими многочисленными знаковыми объектами.
Основная идея, положенная в архитектурный замысел – максимальная экономия времени за счет суперконцентрации в одном месте всех основополагающих жизненных функций. И прежде всего нахождение рядом и жилья, и офисов, а также возможность жить в атмосфере красоты.
Среди архитекторов всемирно известный немецкий зодчий Хельмут Ян, трагически погибший в ДТП в США. Но до своей гибели он успел создать свою часть проекта в Москве.
Фасады SLAVA привлекают внимание плавными переходами и необычными резными завершениями верхних этажей, растворяющимися в пространстве неба, и завершаются облицовкой натуральным камнем с металлическими вставками. В отделке входной группы используются надежные и долговечные материалы: лучшие виды керамогранита, натуральный камень, закаленное стекло.
ЖК «Комплекс апартаментов SLAVA» самым существенным образом изменит облик этой части города и есть все основания для утверждения, что станет одной из его архитектурных реперных точек.
Марк Горский
Фото: интернет