Впечатляющие показатели безопасности A380, на самом деле, частично объясняются как раз отсутствием коммерческого успеха. Смотрите сами: Airbus выпустил всего около 250 экземпляров Superjumbo. Это лишь малая часть некоторых наиболее популярных в отрасли семейств, таких как Boeing 737, которых было продано более 10 000 единиц. Соответственно, с течением времени самолеты серии 737 накапливали негатив, попадая в гораздо большее количество аварий.
С другой стороны, даже один несчастный случай со трагическим исходом или потерей корпуса с участием A380 оказал бы гораздо большее влияние на его общие показатели безопасности. Пожалуй, лучшим примером такой «математики» является Concorde. Действительно, у легендарного сверхзвукового авиалайнера была только одна фатальная потеря корпуса, но она разом уничтожила 1/14 всего флота.
Еще одним важным аспектом является выбор маршрутов, которые обслуживает A380. Он предназначен для перевозок большого числа пассажиров на большие расстояния от узла к узлу. Это означает, что, как правило, он будет выполнять только один, максимум два рейса в день.
Взлет и посадка ― наиболее вероятное время для возникновения несчастных случаев. Но схема полетов A380 такова, что он сталкивается с гораздо меньшим количеством проблемных взлетов-посадок, чем, например, рабочая лошадка для ближнемагистральных рейсов, такая как Boeing 737 или A320, которые выполняют от шести до восьми ежедневных рейсов.
Тем не менее, у Superjumbo случались некоторые далеко не идеальные полеты.
Два заметных зарегистрированных инцидента самолета A380 связаны с внезапными отказами двигателей.
Первый случай произошел в ноябре 2010 года, когда у A380 австралийского Qantas, направлявшегося в Сидней, возникли проблемы с двигателем после вылета из Сингапура. Осколки вышедшего из строя агрегата вызвали возгорание топливного бака после того, как пробили крыло самолета.
Большой фрагмент поврежденного двигателя отвалился в полете и упал на индонезийский остров Батам. К счастью, на борту и на земле никто не пострадал. Несмотря на то, что ущерб был настолько значительным, что происшествие классифицировали как «несчастный случай», а не просто «инцидент», летчики благополучно посадили самолет в Сингапуре.
Среди его 440 пассажиров и 29 членов экипажа не было ни травм, ни смертельных исходов.
Совсем недавно, в сентябре 2017 года, у самолета A380 авиакомпании Air France, направлявшегося в Лос-Анджелес, произошел неконтролируемый отказ двигателя. В момент, когда лайнер находился уже к юго-востоку от Гренландии в пяти часах от Парижа, сдетонировал четвертый двигатель. К счастью, несмотря на пожар, самолет смог отклониться в сторону Goose Bay в Канаде, где благополучно приземлился.
Пожалуй, кроме этих двух инцидентов за почти 15 лет коммерческой эксплуатации при отсутствии несчастных случаев и повреждений корпуса, больше и вспомнить нечего.
Так что неслучайно A380 является эталоном надежности современной авиации. Даже несмотря на то, что это в значительной степени связано с особенностями его работы и небольшим количеством выпущенных в свет экземпляров.
Хотя есть еще один уникальный инцидент, когда турбулентность от выхлопа самолета A380 привела к тому, что частный самолет перевернулся в воздухе. Все пассажиры и экипаж Bombardier Challenger 604 были в безопасности, но самолет пришлось списать.
Airbus A380 ― не единственный современный лайнер, которому удалось избежать серьезных аварий и потерь. Airbus серий A220, A320neo и A350 также имеют чистые показатели. Что касается Boeing, то и у него есть такие: 717, 747–8 и 787 Dreamliner.
После нескольких лет простоя во время пандемии многие авиакомпании вернули свои A380 в небо. Даже новые перевозчики обращаются к этому типу для запуска дальнемагистральных рейсов.
Так что, несмотря на общее стремление к экологичности и топливной эффективности, можно ожидать, что до 2030-х годов Superjumbo будет летать с полной загрузкой.